Хэйдзё-кё, либо Нара

Нара Япония

В 15-й день 2-го месяца 1-го года эпохи Вадо (11 марта 708 года по современному календарю) был обнародован правительственный декрет, содержание которого сохранил для нас рукописный свиток «Сёку Нихонги» — официальной истории Японии, составленной в самом конце VIII века. В декрете шла речь о переносе столицы страны из Фудзивара-кё на новое место — на равнину Нара.

Перенос столицы

Как происходил выбор комфортного для новейшей столицы места, можно осознать из текста декрета.

«В стародавние времена повелители Шаньской династии (династия, правившая Китаем до XI века до н.э.) вернули свою страну, переводя столицу с места на место 5 раз. Повелители династии Чжоу (правила Китаем с XI века до н.э. по 256 год до н.э.) обеспечили мир в собственной стране, три раза сменив место столицы. Они с расчетом переносили свои дворцы на новое место. Сейчас, применительно к Наре, размещение 4 звериных соответствует советам геомантов, горы охраняют будущий город с 3-х направлений, и пророчества предсказывают неплохое будущее. Мы должны выстроить новейшую столицу на этом месте. О нужде в материалах для строительства, по мере появления необходимости, нужно докладывать. Стройку улиц и мостов следует начать в осеннюю пору, после сбора урожая, чтоб не нанести вреда людям…»

Что принудило императрицу Гэммэй (707-715) бросить Фудзивара-кё и перебраться на новое место проживания? Время от времени пишут о бедствии, уничтожившем старенькую столицу. Это не совершенно точно. Большой пожар, испепеливший Фудзивара-кё, случился в 711 году, а, как видно из упомянутого выше декрета, решение о переезде на новое место было принято еще в 708 году. В остальных источниках выдвигается догадка, что императрица Гэммэй решила таковым образом очистить себя, семью и приближенных от гнусны, связанной с ожесточенным голодом и эпидемиями, приключившимися еще при её предшественнике на троне, императоре Момму (697-707). Не считая того, ссылались на нехватку воды в городе, нехорошее качество дорог, ведущих к столице. Выдвигались и остальные догадки, связанные
в основном с возросшим воздействием извне на стиль жизни в Японии. Так, можно представить, что пораженная роскошью привозимых в страну китайских продуктов и
рассказами свидетелей, побывавших на континенте, родовая знать Японии решила наконец вырваться из обычной повседневности жизни и почувствовать себя истинной
знатью. Ей необходимы были не умеренные домишки, недостаточно чем, не считая размера, отличавшиеся от землянок, в которых жили их бедные сородичи, а истинные дворцы, великолепные храмы, шелка, пышность забугорных церемоний, китайская философия и… буддизм. Конкретно в эру Нара (710-794) совсем оформился распад старых родов удзи, с переходом племенных вождей в общенациональную знать. Может быть, существовали и другие побудительные мотивы, заставившие императорский двор перекочевать на 18 км к северу. Нужно иметь в виду, что обычная временность обустройства столиц была свойственна для японской империи тех пор. Переезд, обычно, не добивался огромных усилий. Стенки дворцов и храмов разбирались по бревнышку и переносились на новое место. На стройку новейшей столицы уходило только несколько месяцев. Правда, в сей раз японским строителям пришлось изрядно потрудиться. Все решали размеры новейшей столицы.

Строительство в Нара

Строить новейшую столицу стали строго по китайским предписаниям. Сначала, это сказалось на заглавии города. В приведенном выше декрете была упомянута равнина Нары. Но новейшую столицу Японии официально окрестили Хэйдзё-кё, либо короче — Хэйдзё, что означало Тонкий (либо Мирный) замок. В наименьшей степени топонимика этого наименования была связана с равнинным рельефом местности. Ординарно так называлась столица королевства Северное Вэй. А всё китайское заслуживало предпочтения.

Архитектурно новая столица почти во всем копировала градостроительные принципы, опробованные в Фудзивара-кё. Но на этот раз решили использовать площадь в три раза большую. За безупречную модель сейчас была принята столица Китая — Чанъань (сегодняшний Сиань). Новая столица Хэйдзё-кё возводилась на базе точного планирования. С птичьего полёта план города напоминал прямоугольную сетку размером 4,8х4,3 км. Дворец правителя и правительственные службы занимали северную часть города. От дворца строго на юг шла улица Феникса (Судзаки-Одзи), делившая город на две части — Сакё (Левая столица) и Укё (Правая столица). Схожий южный вектор, открытость с юга были обоснованы поверьем, что это содействует проникновению в город хороших сил, связанных с Солнцем. Судзаки-Одзи была так широка (67,5 м), что быстрее напоминала растянувшуюся на километры центральную городскую площадь. По обе стороны проспекта были выкопаны канавы шириной в 7 м. При всем желании скрупулезно скопировать китайский Чанъань, японские строители не обошлись без собственных строительных инноваций. Ежели китайцы непременно окружали свои столицы высочайшей глинобитной стенкой, способной защитить город от набегов кочевников, то столица на равнине Нара таковых оборонительных сооружений не имела. Разумеется, основная опасность в то время исходила не от приступов иноземных войск, а от комплотов ближайших родственников, которым высочайшие стенки — не помеха. Ограничились стенкой вокруг дворцового комплекса. Может быть, назначение стенки было в значимой степени сакральным. Она «закупоривала» вход в город с севера, откуда следовало ожидать прохладных ветров, возникновения дьяволов и иных злых сил. Иная соответствующая черта японской городской стройки — внедрение древесины как основного стройматериала. Китайцы предпочитали камень и глину. Это давало возможность в случае пожаров локализовать сферы возгорания. Для японцев же, живущих под ужасом нередких землетрясений, оказаться под каменными завалами было страшнее, чем лишиться скарба в огне. Потому в Японии богачи возводили свои дома из дерева, бедняки — из бамбука и земли. Всего в столице и ее ближайших пригородах по различным оценкам проживали от 100 до 200 человек.

Городская территория Хэйдзё-кё была разбита на равные блоки при помощи 10 тянувшихся с запада на восток улиц (дзё) и 9 меридиональных улиц (бо). Таковым образом, были намечены границы 72 кварталов, площадью 1800 сяку (533 кв. м) каждый. В свою очередь каждый квартал был разбит на 4 цубо (133 кв. м). В общем, настолько показная равность в обустройстве городской зоны никак не вела к социальному равенству. Высшая знать империи — сам тэнно, его семья и родственники, также представители 150 семей высшей родовой власти «теснились» на местности дворцового комплекса, занимавшего площадь 120 га. Представители других сословий получили возможность строить свои дома в рамках городских кварталов. Да и здесь равенства не ожидалось. Знатные семьи, придворные, самураи получали участки ближе к дворцу. Купцы и ремесленники — на южных окраинах. Существовавшая в стране к тому времени «табель о рангах» отыскала своё воплощение и в размерах выделяемых под жилище земляных участков. Высшая знать (придворные 3 ранга и выше) получала по 4 тё (64 тыс. кв. м), бюрократы 4-5 рангов по 1 тё, рангом пониже — по 0,5 тё, обыкновенные горожане — по 1/16- 1/64 тё. Различия ощущались и снаружи. Придворные возводили прекрасные дома под черепицей, окруженные садами, бедняки — скрытые травой либо дранкой домики 7х5 м с земельными полами, к которым примыкали малюсенькие огороды.

Храмы в Нара

Особенное положение в новеньком городе заняли буддийские храмы и монастыри. Как это бывало и при прошлых переездах, часть их была перенесена (в разобранном виде) с местности бывшей столицы. Самым старым из «перемещенных» храмов стал Асука-дэра. Он был вначале воздвигнут в 596 году на равнине Асука кланом Сога и числился первым в Японии святилищем, стопроцентно построенным и оборудованным по новеньким для страны буддийским канонам. После переезда в Нару он стал называться Гангодзи. (Сейчас от старых сооружений Гангодзи, очень пострадавших от времени и пожаров, сохранилось только общежитие для монахов. Ученые, проведя дендрологические исследования, обнаружили, что стенки этого общежития сложены из бревен, срубленных в 582 году!) Под храмы и монастыри требовались значимые участки земли. Что-то удалось втиснуть в сетку Сакё и Укё. Для остальных святилищ пришлось находить землю на новейшей местности. Так на северо-востоке Хэйдзё-кё возникли доп 12 кварталов, названных гэкё (наружная столица), а на северо-западе — еще 3 полуквартала. Конкретно на местности гэкё были воздвигнуты храмовые комплексы Кофукудзи, Гангодзи и позже — Тодайдзи. Древнейшие кварталы гэкё составляют сейчас центральную часть города Нара.

Спустя 10 лет после переезда правительского двора в новейшую столицу там уже работало 48 буддийских храмов и монастырей. Синтоистских святилищ было сравнимо недостаточно. И не поэтому, что жители Японии, увлеченные новеньким для их религиозным учением (буддизмом), охладели к старым исконным верованиям. Всё дело в том, что буддийские храмы не возбраняется переносить с места на место, а синтоистские, тесновато связанные с местным божеством, с местной природой, — нельзя. Посреди храмовых комплексов Нары собственной грандиозностью выделялся Тодайдзи (Величавый храм Востока). В 734 году правитель предписал сделать для храма огромную скульптуру Будды. Задачка очевидно была сложный, потому к отливке макета бронзового гиганта приступили только через 10 лет — в 745 году. К этому времени императорский двор в очередной раз на короткий срок перебрался на новое место — к озеру Бива, спасаясь от эпидемии оспы, бушевавшей в столице. К переезду начали готовиться за длительное время до того — в 726 году, когда правитель Сёму (724-749) отдал приказ возвести в старенькой и заброшенной столице Нанива-кё новейший дворец себе. Но столицей Нанива сейчас была наименее года — с марта 744 по февраль 745 года. Оттуда двор переехал в Сигараки, где уже были возведены новейшие апартаменты для правителя и придворных. Может быть, Сигараки-но мия стал бы новейшей столицей империи, но что-то сложилось не так. Вышло несколько землетрясений, окружающие леса вспыхнули пожаром, и Сигараки пришлось бросить. В 745 году функции Хэйдзё-кё были восстановлены, и отливочные работы, связанные с созданием Огромного Будды, переместились туда. Отливку 400-тонного бронзового изваяния сидячего Будды (высота — 16 м) окончили только к 749 году. Строители немедля приступили к строительству павильона Дайбуцудэн, способного укрыть статую от непогоды. Сначало размеры павильона были воистину неповторимыми. Древесный храм имел высоту 47 м, фасад длиной 87,7 м и боковые стенки длиной 51 м. Это было одно из самых крупных из древесных сооружений в мире. К огорчению, бессчетные пожары и перестройки воспрепятствовали тому, чтоб оно дошло до наших дней в первозданном виде. Да и на данный момент воссозданный в масштабе 2/3 Дайбуцудэн и сокрытая в нем золотая скульптура сидячего Будды поражают.

Дальнейшая судьба Нара

В дворцовом комплексе Хэйдзё сменились 7 царей и императриц, когда в 784 году правитель Камму (781-806) решил перебраться со своим двором на новое место — в Нагаоку. (Это селение размещено к северо-западу от Нары, меж современными Киото и Осакой.) Монастыри и буддийские храмы в Наре набрали такую мощь, стали оказывать на власть настолько огромное воздействие, что правитель со своим двором поторопились отъехать от нарских монахов подальше. Но новое место фортуны не принесло. На последующий год в Нагаока-кё вышло убийство 1-го из виднейших придворных. Работы строителей на осквернённом убийством месте были приостановлены. Другие придворные остались с царём, остальные потянулись на старые квартиры — в ещё сохранившиеся дворцы и дома Нары. А в это время в провинции Ямасиро срочно началось возведение города Хэйан-кё, сейчас известного всему миру под заглавием Киото. Там двор обосновался в 794 году.

Или сказался плохой опыт переезда в Нагаоку, или разорять уже сложившийся город с многомилионным популяцией не отважились, но отъезд правителя из Нары не привел к её полному забвению и разрушению, как это случилось, к примеру, с Киёмихарой и Фудзивара-кё. Разбирать дворцы и монастыри по бревнышку не стали. Весь дворцовый и религиозный комплекс Нары остался на месте. Сохранился и Большой Будда. Более того, для охраны «старенького двора» были назначены стражники. А в 810 году была изготовлена попытка, правда, плохая, вернуть столичный статус этого города.

Естественно, с отъездом двора и правительства приметно проредились городские кварталы. На месте старых домов появились рисовые поля и огороды, вспаханные руками местных фермеров. Не осталось и следа от некогда оживленных проспектов и рынков. После утраты столичного статуса Нара почти во всем растеряла собственный величавый вид. Освободившиеся кварталы стали застраиваться узкими улочками, тесновато застроенными постоялыми дворами, торговыми лавками, мастерскими ремесленников. Да и то, что осталось, — в основном старые буддийские храмы и монастыри, — дозволяет судить о великолепии старой столицы Японии. Эра Нара (710 — 794) стала периодом пышного расцвета японского буддизма, который оказал большущее воздействие на развитие всей государственной культуры. И доныне искусство той поры расценивается как японская классика. К счастью, о этом мы можем судить не только лишь по остаткам фундаментов и битой черепице.

Таковым образом, Нару можно считать первой из сохранившихся столиц Японии.

Оцените статью
Hofuna.ru
Добавить комментарий